Направления повышения конкурентоспособности отечественных предприятий на международных рынках

27 июля, 2013

 Постановка проблемы. Развитие рыночных отношений невозможно без эффективного и стабильного роста экономики, а также производства конкурентоспособной продукции отражает эффективность функционирования не только отдельного предприятия, но и экономики в целом.

Эффективная интеграция отечественной экономики в мировую может состояться лишь при условии достижения высокого уровня общей конкурентоспособности страны, конкурентоспособности ее хозяйствующих субъектов, а также конкурентоспособности продукции и услуг, производимых предприятиями.

Актуальность проблемы. Способность любого предприятия быть конкурентоспособным на рынке является весьма актуальным вопросом на сегодня, поскольку Украина вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), где действуют законы выживания сильнейшего и наиболее конкурентной производителя. В этих условиях проигрывают отечественные производители, ведь иностранные предприятия, все больше выходят на украинский рынок, является технологически сильными и конкурентоспособными. При таких условиях необходимо определение обоснованных путей повышения конкурентоспособности отечественных предприятий с целью их инновационного развития, позволит им усовершенствоваться и стать более инвестиционно-привлекательными и, как следствие, конкурировать с иностранными фирмами.

Объектом исследования является конкурентоспособность отечественных предприятий.

Целью данной статьи является исследование теоретических основ сущности конкурентоспособности предприятия, что вызывает необходимость разработать пути ее повышения для отечественных предприятий.

Всего конкурентоспособность предприятия — это его способность достигать поставленных целей деятельности на всех альтернативных стратегических направлениях, формируются по признакам однотипности групп существующих и потенциальных потребностей потребителей, предприятие удовлетворяет результатам своей деятельности, а также технологии, которые обеспечивают необходимый уровень конкурентных преимуществ на рынках продукции и ресурсов.
Анализ конкурентоспособности фирмы на рынке допускает выяснения факторов, влияющих на отношение покупателей к фирме и ее продукции и как результат — изменение доли рынка фирмы. Все факторы конкурентоспособности можно условно разделить на внешние и внутренние.

На внутренние факторы предприятие может влиять, улучшать и совершенствовать, а именно: обновлять основные фонды, финансировать научные исследования, совершенствовать систему качества, разрабатывать новые маркетинговые мероприятия. На внешние факторы предприятие повлиять не в силах, поэтому к этому процессу должна приобщиться государство. Это касается вопросов снижения налогового давления, защиты отечественных производителей, создание благоприятного климата для осуществления предпринимательской деятельности, привлечения иностранных инвестиций, обеспечение стабильности национальной валюты, совершенствования законодательной базы в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Без этого в условиях перенасыщения рынка и прогрессирующей глобализации невозможно добиться стабильной конкурентоспособности предприятий в долгосрочной перспективе.
К сожалению, конкурентоспособность большинства отечественных предприятий все еще остается низкой.

Ухудшение экономической ситуации в стране сопровождается спадом производства, уменьшением основных показателей хозяйственной деятельности предприятий, уменьшением числа хозяйственных связей. На сегодняшний день основными проблемами отечественных предприятий является неплатежеспособность и потеря ликвидности. Постоянно происходит падение в основных стратегических отраслях национальной экономики. Все это требует внедрения эффективных механизмов, способных повысить конкурентоспособность отечественных предприятий на международных рынках.
В современных условиях хозяйствования для повышения конкурентоспособности отечественных предприятий необходимо принять следующие меры:

— Сформировать и реализовать государственные инновационные программы, направленные на повышение конкурентоспособности предприятий;

— Осуществить структурные сдвиги в системе хозяйствования путем внедрения инновационно-инвестиционных процессов;

— Создать бизнес-среду для национальных предприятий путем обновления и внедрения новой материально-технической базы;

— Внедрять новейшие технологии на производстве, является свидетельством интенсивного развития системы хозяйствования;

— Переориентировать направление развития отечественных предприятий на инновационный и создать условия для сохранения национального научно-технического потенциала;

— Усилить конкурентоспособности предприятий на основе применения кластерных моделей;

— Способствовать привлечению дополнительных инвестиций для модернизации производства и повышения конкурентоспособности предприятий;

— Внедрять систему стандартизации, информатизации в сфере формирования и реализации промышленной политики предприятий;
— Обеспечить постоянное повышение квалификации рабочих и аппарата управления предприятий;

— Систематизировать и использовать опыт ведущих отечественных и иностранных компаний;

— Регулярно проводить маркетинговые исследования ситуации на рынке.

Итак, в условиях распространения в Украине процесса глобализации и решение проблем инновационного развития все факторы, которые являются составляющими формулы успешной деятельности отечественных предприятий, должны быть согласованными, дополнять друг друга и быть направленными на достижение одной цели — повышение конкурентоспособности отечественных предприятий.

При использовании материалов гиперссылка www.fingud.ru обязательна.

Комметирование закрыто now!