Агрокредитирование: есть ли перспективы в Украине?

Декабрь 7, 2013

Агрокредитирование  Одним из главных трендов рынка агрокредитования является повышающийся интерес банков к этому сектору. Рынок привлек особое внимание финансовых учреждений после кризиса 2008-2009 годов, ведь в отличие от других секторов экономики участники АПК-направления показали позитивную динамику. Исторически в сфере агрокредитирования работали всего несколько банков страны, однако в последние годы к ним присоединяются другие банковские учреждения, часто меньшие по размеру, но занимающие свою нишу. В абсолютных величинах лидерство удерживают «старожилы» рынка, но по динамике —впереди более молодые игроки.

Есть ли различия между украинскими и зарубежными агрокомпаниями? Безусловно, есть. Чаще всего украинские компании более молодые, и возраст заемщиков – до 20 лет. За границей, например, во Франции, присутствует ряд компаний, история сотрудничества банков с которыми исчисляется многими десятилетиями. Также различным будет и размер компаний. Если говорить о размере земельного банка участников рынка, то за рубежом редко встретишь компанию с земельным банком, превышающим 1 тыс. га. В Украине же земельные банки огромны и часто превышают 200 тыс. га.

По мнениям экспертов, Украина на сегодняшний день входит в тройку наиболее интересных с точки зрения развития сотрудничества с агробизнесом.

Типичный заемщик в сфере агрокредитироования – это усредненный представитель сегмента малого и среднего бизнеса. Это компания с земельным банком 2-3 тыс. га, средняя сумма кредита которой составляет 1,5-2 млн. грн. По срокам кредитирования можно ориентироваться на срок около 12-15 месяцев, но если финансирование связано с покупкой оборудования, то срок может доходить и до трех лет. Что касается специфики сегмента, то, как правило, типичный заемщик — это представитель сектора растениеводства. Однако сегодня все больше компаний представляют мясомолочное направление. В Украине в последние годы наблюдается дефицит молока и постоянное снижение объема его производства, в связи с чем можно отметить повышенный интерес переработчиков к установлению более прочных отношений с поставщиками молока. Примером может служить компания Danone. Совместно с такими крупными компаниями банки охотнее предлагают продукт, который позволяет отечественным производителям молока обновить свои основные фонды. Выгоду получают все: банк предоставляет финансирование, клиент получает кредит на развитие, а крупная перерабатывающая компания — гарантии непрерывных поставок качественного сырья в будущем.

Для беспроблемного функционирования агронаправление требует от банков наличия разветвленной филиальной сети и специально обученного персонала. Специалисты должны пройти ряд тренингов и семинаров, позволяющих им заниматься таким видом кредитирования.

Этой весной Киев стал местом проведения презентации масштабного исследования. Это исследования объясняло закономерности кредитования малого и среднего бизнеса в сфере производства сельскохозяйственной продукции. Исследование затронуло все 24 области Украины и АР Крым, так как ситуация по разным областям и регионам значительно отличается. Если брать общее видение происходящего, то представители аграрного сектора являются чрезвычайно ответственными заемщиками, так как они возвращают 95% всех кредитов, и этот показатель один из самых высоких по сектору кредитирования. Невзирая на это, из почти 180 банков всего чуть меньше 20 активно занимаются агрокредитированием.

Итак, если у читателя возникло желание попробовать свои силы в сельскохозяйственной сфере, то сейчас в Украине есть все возможности для этого. Дерзайте и двери агробизнеса откроются и для вас!

При использовании материалов гиперссылка www.fingud.ru обязательна.

Комментировать